Стажерская практика по теме «Становление духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста средствами искусства родного края».

17 ноября 2017 года на базе в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №133 «Радуга» проведена стажерская практика по теме «Становление духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста средствами искусства родного края».

В практике приняли участие педагогические работники дошкольных образовательных организаций Октябрьского, Центрального, Индустриального районов города Барнаула

Стажерская практика была нацелена на освоение стажерами профессиональных компетентностей, направленных на разработку и реализацию образовательной деятельности в целях удовлетворения разнообразных познавательных потребностей педагогов, поиска и апробации новых способов приобретение опыта общения с искусством родного края.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Расширить представления педагогов о многообразии художественной культуры Алтайского края.
  • Создать условия для развития у педагогов аналитических и рефлексивных компетенций в процессе анализа образовательных практик, проектной деятельности.
  • Способствовать приобретению педагогами опыта, практических навыков использования технологии лэпбук – особенности и возможности.

 

  Заведующий Короткова И.Ф., проинформировала стажеров о том, почему дошкольное учреждение выбрало направление работы связанное с духовно-нравственной культурой детей дошкольного возраста средствами искусства родного края. Обратила внимание на то, что недостаток внимания к проблеме нравственной культуры чувств человека является одним из главных упущений в процессе всего современного воспитания.

Все знания педагогов о значении культуры, искусства, традиций, обычаев нужно направить на формирование мировоззрения будущих полноправных граждан страны. Заметила, что помимо прямых функций в воспитании есть и косвенные. Это красота искусства будь то музыка, литературное, художественное произведение, имея огромную притягательную силу для человека, является наиболее активным и эффективным стимулятором. Нравственная красота человека, его внутреннее богатство делают его привлекательным для людей, способным влиять на мысли и поведение.

Старший воспитатель Доронина Т.Н.  познакомила стажеров с опытом работы по теме «Становление духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста средствами искусства родного края»  через :  

Лекцию – презентацию опыта, которая отражала целенаправленный непрерывный педагогический    процесс    формирования духовно-нравственной   культуры     личности,     что  ведет  к  развитию  ценностного  отношения к

изобразительному, литературному, музыкальному и народному искусству, формированию мировоззрения дошкольников. В презентации были представлены разнообразные формы образовательной деятельности проходящие через культурные практики (посещение мини-музеев, выставок, музыкальных, литературных гостиных, проживание праздников), что помогает детям как можно больше узнать о искусстве родного края, при этом было отмечено, что взрослые являются проводниками этих знаний в детскую среду.

  • Виртуальную экскурсию, охарактеризовавшую развивающую предметно- пространственную среду МБДОУ по художественно-эстетическому развитию, где основными источниками являются опубликованные произведения художественного, литературного, музыкального искусства родного края, города.

Педагог Фатеева А.А. презентовала методические материалы, педагогические разработки необходимые для реализации опыта (фото-презентация мини-музеев «Родина моя» «Алтай мой край родной», проекты «Вижу чудное раздолье, вижу реки и поля», «Милый сердцу уголок», «Выставка одной картины»).

Стажеры имели возможность познакомиться с опытом, через демонстрацию педагогических практик взаимодействия с детьми,  это «посещение» мини-музея «Книжный мир» – практику представляла педагог Олефиренко С.А.,  «проживание» в музыкальной гостиной праздника народного календаря «Кузьминки» – практику представила  музыкальный   руководитель    Мухортова И.А.                 и   проанализировать    увиденное  по   предложенным критериям. Так же стажеры выступили в роли общественных экспертов, проанализировав проект «Фестиваль красок – мир художников родного края» с заполнением экспертных листов.

 Старший воспитатель Крылова З.И. организовала мастер-класс со стажерами по разработке лэпбука «Мир искусства родного края». На мастер-классе педагоги освоили пошаговую технологию изготовления лэпбука. Содержание лэпбука ориентировано на познание дошкольниками самых разных видов искусства. В ходе мастер-класса  гости узнали об актуальности применения лэпбука (творческой папки с кармашками) как современной образовательной технологи, отличного способа дляповторения пройденного, нахождения чего- то нового дополнительного для пополнения тематики лэпбука. Так как в любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал: рассматривая, играя в д/игры, дополняя новым материалом. Было отмечено, что эта технология еще одна из форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

В ходе разработки лэпбука, стажеры заметили, что данная технология хорошо подходит для образовательной деятельности в группах, где одновременно могут быть заняты несколько детей, выбирая задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками, а другим детям – задания, подразумевающие умение читать и т. д.) и сделать совместную коллективную книжку.

Во время рефлексии было подмечено, что мы не обращаем внимание на искусство родного края не потому, что ее много или мало, не потому, что среди нас мало ценителей красоты, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной “отдачи”, не верим в медленные целители души. А ведь искусство во всех своих ответвлениях  воспитывает, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

Было приятно увидеть, услышать, что, по мнению большинства присутствующих, стажерская практика была полезной, интересной и актуальной, необходимой в применении в своей работе.

 

Для справки:  На базе дошкольного учреждения так же прошло методическое объединение для педагогов Октябрьского района по теме опыта. Встреча с педагогами была продуктивна, способствовала более качественному изучению проблемы общества в направлении нравственного воспитания детей.

Заведующий И.Ф. Короткова